Ранее я рассказывала уже про развивающие игры по русскому языку. Вот еще две отличные игры, в которые можно играть как в школе, так и дома.
Игра «Поиски амонимов»
Для начала, давайте вспомним, что такое амоним.
Омонимами называются слова, которые имеют одинаковое звучание, но различное значение.
Например: «коса» — заплетенные волосы и «коса» — сельскохозяйственный инструмент.
Освежили память? А вот и игра.
Один из играющих выходит из комнаты. Остальные выбирают какой-нибудь омоним, имеющий три или четыре значения. Они договариваются между собой, кто какого значения будет придерживаться в своих ответах, когда отгадчик обратится к нему с вопросом.
Вернувшись, отгадчик по очереди обращается к каждому из играющих со следующими тремя вопросами:
- где ты его видел?
- каким ты его видел?
- каким он тебе нравится?
Ну, например. Задумано слово «ключ». У этого слова три значения: ключ от замка, ключ-родник и нотный ключ.
Первый играющий, допустим, ответит на вопросы так:
-В кармане, блестящим, маленьким. (ключ от замка)
Второй играющий ответит так:
-В горах, холодным, чистым. (ключ-родник)
А третий, так:
-На бумаге, красивым, кривым. (нотный ключ)
Ответы не должны раскрывать сразу задуманное слово, они должны, как бы, намекать на него.
Тот играющий, ответ которого помог отгадчику узнать задуманное слово, выходит из комнаты и отгадывает следующее слово.
Чтобы вам было проще подготовится к этой игре, я приведу здесь небольшой список слов-омонимов:
- нос (у человека, у корабля, у чайника),
- вал (морской, насыпь земли, часть машины),
- лист (растения, бумаги, железа, фамилия композитора),
- полотно (ткани, железнодорожное, материал для живописи масляными красками).
А вот еще одна игра по русскому языку.
Игра «Знаете ли вы русский язык?»
В правописании, произношении, образовании некоторых слов мы часто встречаемся с такими случаями, которые ставят нас в тупик.
Предложите ребенку (детям) ставить сказанные вами слова во множественное число.
Слева слова, которые произносите вы, справа — говорят дети.
Кот-коты, плот-плоты, крот-кроты, грот-…, дуга-дуги, рука-руки, мука-…, беда-беды, еда-…, слива-сливы-, грива-гривы, диво-… .
Дальше, вы называете существительное мужского рода, а дети, соответствующие им женского рода.
Повар-повариха, портной-портниха, купец-купчиха, храбрец-… .
А теперь, наоборот. Вы называете существительное женского рода, а дети-мужского.
Коза-козел, оса-… .
Вы будете называть существительные в единственном числе, а дети, те же слова — во множественном.
Ведро-ведра, бедро-бедра, метро-…, день-дни, пень-пни, лень-…, цыпленок-цыплята, козленок-козлята, бочонок-… .
Как видите, не все просто. В каждом случае надо подумать, имеет ли данное слово множественное число (метро, мука, лень), как правильно поставить ударение (грот-грОты), имеется ли существительное женского рода (храбрец) и т.п.
Играйте с радостью и удовольствием! 🙂
Оставьте первый комментарий для "Игры по русскому языку"